О Т Ч Е Т
Командира студенческого поискового отряда «Ингрия»
Санкт-Петербургского государственного университета о Вахте памяти
(28 июня — 9 июля 2003 г.).
Место проведения: «Невский пятачок».
Приняли участие 19 человек.
Продолжительность экспедиции: 12 суток
Своеобразие летней Вахты памяти состояло в том, что участие в ней приняли только добровольцы. Такая практика введена в прошлом году единогласным решением общего собрания отряда. В 9 экспедиции приняли участие практически все бойцы отряда, за исключением студентов, вернувшихся с военных сборов, призванных на них.
Специфика экспедиции состояла в том, что практически все студенты на время каникул устроились на работу, поэтому на всем протяжении вахты шел непрерывный процесс обновления отряда. Кто-то приезжал на 1 — 2 дня, уезжал, возвращался обратно. Это создавало определенные трудности в организации поисковых работ. Как и в весенней экспедиции, успех поиска определял костяк отряда в 6 — 7 человек, который проделал большую часть работ. Отмечу в этой связи представительниц нашего «женского батальона» Марину Влазневу (4 курс истфака), Юлию Дмитриеву (5 курс химфака), Ольгу Никитину (4 курс фак-та психологии), которые не только умело вели поиск, но и занимались приготовлением пищи. Целеустремленно и результативно вели поиск Дмитрий Жильцов (3 курс истфака), Евгений Мирясов (аспирант аграрного ун-та), Артем Якшин (5 курс фин-эк. ун-та).
В очередной раз не повезло с погодой. Солнечных, по-настоящему летних дней было всего 4. Остальное время — «кратковременные» дожди на пол дня, хмурое небо, тучи комаров и мошек.
Отправляясь в очередную экспедицию, в успехе никто не сомневался. Основанием для этого являлись опыт и техническое обеспечение отряда. С помощью технических средств была «поднята» большая часть погибших военнослужащих Красной Армии. «Подъем» воинов РККА проводился в основном с глубины 120 — 170 см.
Всего отрядом найдены останки 34 военнослужащих Красной Армии. Каждый третий боец найден с оружием в руках. Один военнослужащий имел медальон, который, к сожалению, оказался испорчен (отбита крышка). Один из павших воинов найден с медалью «За боевые заслуги», № 18621. Некоторые военнослужащие имели подписанные вещи: фляга с надписью — «Андриевский 1 батн. штаб»; крышки котелков — «Енаев», «Мяньшиков». Учитывая то, что 28 июня и 9 июля отряд занимался организационными вопросами (ставили лагерь, готовились к отъезду), а также то, что 4 и 5 июля работы велись всего пол дня, итоги летней экспедиции следует признать вполне успешными.
Оружие в количестве 11 единиц (10 винтовок системы Мосина и 1 СВТ-38), а также боеприпасы, найденные во время работ, переданы по акту представителям ОВД Кировского района. В настоящее время отряд готовится к осенней экспедиции.
Некоторые соображения по поводу поисковых работ.
1. «Невский пятачок» изрядно выбит с точки зрения наличия здесь останков «верховых» бойцов (имею в виду мемориальную зону и лесопосадки). Конечно, их еще немало, но они, как правило, лежат на глубине. «Поднять» их без соответствующего опыта и наличия технических средств сложно. Поэтому едва ли целесообразно направлять сюда отряды, не имеющие ни опыта, ни технические средства поиска. Они оставляют грустное впечатление;
2. Согласованность действий командиров отрядов, работающих в запретных зонах, оставляет желать лучшего. Например, по договоренности со связистами в районе кабеля работали 4 отряда. Нарушение условий работы одним из отрядов привело к тому, что всем 4 отрядам запретили проводить работы на этом участке;
3. «Невский пятачок» — мемориальная зона — раскопы здесь должны зарываться не кое-как, а аккуратно. Думаю, это касается и лесопосадки. Эти условия не соблюдаются. Поэтому претензии администрации района к поисковикам считаю обоснованными. Замечу, наш отряд раскопы за собой зарывал;
4. Рубить сосну в лесопосадках, а также деревья по берегу «пятачка» запрещено. К сожалению, эти условия не соблюдаются. Поэтому конфликты на этой почве неизбежны;
5. Думаю, при проведении поисковых работ на «пятачке», целесообразно сдвинуть лагерь вниз по течению метров на 100 — 150 от жилых домов. Это нормализовало бы отношения поисковиков с местными жителями;
Вывод: приезжие отряды приедут и уедут, а нам здесь работать круглый год. Спрашивать в конечном итоге будут не «с Петра и Ивана», а с отряда, который работает здесь регулярно.
6. Поисковые работы ведутся в местах, где находится немало памятников и могил павших военнослужащих РККА. Они оставляют грустное впечатление. Многие заросли травой, краска облупилась… Думаю, во время поисковых работ отряды могли бы привести их в порядок. Речь идет об элементарных работах, не требующих больших затрат. Может быть, следует включить этот пункт в положение о поисковом движении.
Командир поискового отряда «Ингрия»
Доцент исторического фак-та СПбГУ Е. В. Ильин
12 июля 2003 г.