Впервые за свою 10–летнюю деятельность отряд отправился в Рощу Круглую в летний период. Мы рассчитывали, что стремительно улучшавшая погода позволит обследовать низины и болотистые места, которые весной и осенью, как правило, оказываются недоступными. Однако уже при движении по разбитому бывшему Архангельскому тракту, залитому водой, не раз екало сердце, казалось, здесь мы «сядем» точно. Но наш водитель сумел успешно преодолеть все преграды, к месту назначения прибыли даже 1,5 часа раньше. Приключения начались после разгрузки, когда водитель, не желая рисковать, поехал новым маршрутом и застрял между Двором охраны и Гайтолово. Машину удалось вызволить из «плена» только через 5 суток. Все это время пришлось ходить к водителю, поддерживая в нем бодрость духа, а также подкармливать его.
Главные трудности экспедиции: 1) вода из-за дождливого июня продолжала стоять в низинах и болотце, которые требовалось обследовать; 2) стремительно наступавшая жара, когда температура воздуха изо дня в день шла по возрастающей, достигая 28–30 градусов; 3) эти «божьи создания» — комары, мошка, слепни, попортившие нам немало крови.
Первоначально поиск вели в лесопосадке, в «сердце» Рощи Круглой, где удалось обнаружить несколько погибших солдат, двое из которых имели медальоны. По мере подсыхания почвы сосредоточили усилия в болотистой низине, расположенной метрах в 50 от лагеря. «Подъем» погибших красноармейцев производился, за редким исключением, из воды. Сохранность останков оставляет желать лучшего, сохранились основные элементы скелетов — руки, ноги. Остальное «съели» болото, корни деревьев. Погибшие красноармейцы принадлежат к 128 стрелковой дивизии, которая осенью 1941 г. вела здесь оборонительные бои. Уверен, все обнаруженные нами военнослужащие, числятся по сию пору «пропавшими без вести». Убиты они были несколько раз, поскольку на этом участке наблюдается наслоение боев 1942 и 1943 гг. Интересно, почти все погибшие обнаружены с оружием в руках — «трехлинейки» довоенного производства и положенным по штату снаряжением — противогаз, лопатка, 2 гранаты РГД — 33 и т. п.
В связи с жарой график поиска был пересмотрен: подъем — 9.00; поиск — 10.00–14.00; обед — 14.00–18.00; поиск — 18.00–21.00(22.00). Поиск велся регулярно, несмотря на сложные условия работы. От жары спасались в р. Черной, которая хотя и сильно обмелела, но позволяла совершать водные процедуры. С комарами, мошкой, слепнями боролись самыми разнообразными средствами. Заболевших, если не считать отдельных недомоганий, не было. Дважды в ходе экспедиции возникал «продовольственный кризис», вследствие чего интендантская служба вынуждена была совершать многокилометровые походы в поселок Молодцово и город Кировск.
6 июля для учащихся и студентов, прибывших из Германии, была проведена экскурсия по бывшей передовой Волховского фронта, протяженностью 17 км. Все экскурсанты благополучно прошли маршрут. Во время экспедиции установили 2 мемориальных знака красноармейцам В. Г. Аполонову и Г. П. Горбачеву, пропавших без вести в 1942 г. и обнаруженных отрядом в прошлом году.
За время поиска обнаружено 16 погибших военнослужащих РККА и 2 — вермахта. У погибших солдат обнаружены 2 медальона — 1 пустой, 1 — «недокрут», вследствие чего бумажный вкладыш сгнил; 3 медали «За оборону Ленинграда». Оружие в количестве 16 единиц и боеприпасы — 10 единиц, из-за невозможности проезда к нам работников МВД были утоплены в воронке. Территория базового лагеря приведена в порядок. В районе поиска проведена рекультивация.
Всего за 30 экспедиций отрядом обнаружены останки 2010 бойцов и командиров Красной Армии, которые с соответствующими почестями погребены на воинских мемориалах.
Командир студенческого поискового отряда «Ингрия»,
доцент исторического факультета СПбГУ Е. В. Ильин
20.07.2010 г.